среда

17 сентября 2013 года в Ростове-на-Дону в рамках семинара «Подготовка работников образования, осуществляющих разработку и реализацию региональных программ повышения квалификации по тематике реализации направлений «дорожных карт» в субъектах Российской Федерации» с презентацией типовой программы повышения квалификации «Эффективные модели и механизмы реализации региональных «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования и науки (дошкольное образование)» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика»


Свое выступление Наталья Шадрина начала c описания состояния системы дошкольного образования, отметив, что ранее эта система финансировалась по остаточному принципу, в то время как содержание дошкольного образования требовало обновления.
Докладчик обозначила сквозные линии "дорожных карт":
  • введение ФГОС,
  • совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг (Г(М)З, НПФ, НСОТ);
  • создание условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг;
  • система оценки качества;
  • введение оценки деятельности организации на основе показателей эффективности их деятельности;
  • повышение квалификации;
  • введение эффективного контракта.

Лектор отметила, что особое внимание уделяется вопросу ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации. Наталья Шадрина отметила, что, несмотря на выделение финансирования на реализацию образовательных программ, негосударственные учреждения не всегда стремятся лицензировать образовательную программу, делая акцент на оказание услуги присмотра и ухода. Также подчеркивалась важность нормативного закрепления субсидирования негосударственных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Это способствует развитию альтернативных (негосударственных) форм дошкольного образования.

 Следующее направление, рассматриваемое экспертом – введение эффективного контракта. «Система дошкольного образования находится на «нулевом старте», система ориентиров только начинает задаваться», отметила Наталья Шадрина.

Эксперт представил краткий исторический обзор существующих типовых образовательных программ в дошкольных образовательных учреждениях в Российской Федерации, отмечая их небольшую вариативность. Также Наталья Шадрина подчеркнула слабую конкуренцию ДОО, основываясь на рейтинге муниципальных детских садов в России в 2012 году: «Ни один детский сад из двух тысяч обследованных не заслуживает оценки “отлично”».

Актуальной задачей является проектирование и внедрение механизмов эффективного контракта между руководителями и педагогическими работниками. В данном контексте Наталья Шадрина подняла вопрос о системе повышения квалификации, которая должна помочь совершить педагогу и руководителю перенос этой деятельности в свое учреждение (например, нормативные акты, ООП) и содействовать развитию самостоятельности руководителей.

«Самостоятельность организации возможна там, где руководитель обладает знаниями и компетенциями, берет на себя ответственность, - отметила Наталья Шадрина. - Из учреждений общего образования всего 25% казенные учреждения, 10 % автономных, остальные бюджетные: такая композиция не способствует становлению самостоятельности организаций». 

Завершая презентацию, Наталья Шадрина отметила, что представленная программа отражает задачи, заложенные в «дорожных картах».

К основным рискам введения программ ПК было отнесено:
  • отсутствие финансово-экономических механизмов, регламентирующих расчет норматива на повышение квалификации.
  • отсутствие вариативности в формах реализации программ повышения квалификации и отсутствие институционально закрепленных возможностей проведения ПК образовательными организациями.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий